Совершенствование законодательства в учетно-регистрационной сфере
Законотворческая деятельность с начала 2022 года ознаменована, в том числе, принятием нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере государственной регистрации недвижимого имущества.
Так, Президентом Российской Федерации 14.03.2022 подписан Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это пакет антикризисных мер, ориентированный на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества, в том числе по вопросам землепользования и регистрации недвижимости. Данные изменения подготовлены с учетом предложений Росреестра.
В сфере регистрации недвижимости принятый закон исключает двойную проверку наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию. Ранее такая проверка по одному и тому же предмету должна была проводиться как со стороны уполномоченного органа, который принимает решение о вводе объекта в эксплуатацию, так и в рамках правовой экспертизы Росреестра.
В целях повышения прозрачности процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав уточнены законодательные положения применительно к объектам, расположенным в водоохранных зонах и в зонах затопления и подтопления, занимающих значительные по площади территории страны. Согласно новому закону, требования о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов, должны проверяться на стадии строительства и при вводе объектов в эксплуатацию, а не на стадии государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Законом также установлен упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. Для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности. Такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в том числе с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения налоговой базы.
Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2022 № 123-ФЗ были внесены изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации. Как отмечает законодатель, в действующем законодательстве отсутствует привязка сроков аренды земельных участков к срокам реализации масштабных инвестиционных проектов. Таким образом, в случае если срок аренды земельного участка не совпадает со сроком реализации масштабного инвестиционного проекта, для инвестора могут возникнуть риски, связанные с необходимостью заключения новых договоров. В этой связи внесенными изменениями установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается, в том числе, на срок реализации масштабного инвестиционного проекта, указанного в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сокращающие сроки осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объектов бытовой недвижимости – соответственно до трех или пяти рабочих дней с даты приема заявления органом регистрации прав или многофункциональным центром.
«И это далеко не полный список изменений, так или иначе совершенствующих законодательство в учетно-регистрационной сфере и упрощающих получение государственных услуг Росреестра», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук.
Порядок предоставления услуг Росреестра в электронном виде
Предоставление услуг Росреестра в электронном виде позволяет осуществлять государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в форме электронных документов, электронных образов документов.
В форме электронного документа посредством использования личного кабинета могут быть представлены:
1) заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
2) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
4) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками;
5) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
Посредством использования личного кабинета правообладатель объекта недвижимости вправе представить в форме электронного документа в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав, возникающих, изменяющихся, прекращающихся или переходящих к другому лицу на основании сделки, заключенной в отношении объекта недвижимости, принадлежащего данному правообладателю.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 427 ГК РФ.
В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно п. 7 ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
1) в форме электронных документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике, в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.
Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством РФ должностных лиц в установленных законодательством РФ случаях.
Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Электронные образы документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица кредитной организации, могут быть представлены в орган регистрации прав с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в случае, если факт издания (принятия), подлинность и достоверность таких документов (в том числе содержащихся в них сведений) могут быть проверены органом регистрации прав.
«Заявитель не теряет времени на визит в офис, а может получить услугу, находясь дома или на работе. Заполнить форму запроса на портале Росреестра можно всего за несколько минут», - отметила Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Как получить копии документов
Довольно часто для оформления сделок и решения земельных споров в суде гражданам необходимо получить копии правоустанавливающих документов и документов, на основании которых сведения об объекте внесены в государственный реестр недвижимости.
Как рассказал Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области, Кадастровая палата наделена полномочиями по предоставлению всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе в виде копий документов.
Кроме копий межевых и технических планов, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и иных документов, заявители могут получить копии договоров, соглашений, имеющихся в реестровых делах, на основании которых возникло право собственности на объект недвижимости.
Копии документов предоставляются в течение трех рабочих дней со дня получения запроса. По запросам нотариусов сведения предоставляются в электронной форме в течение одного рабочего дня.
Копии правоустанавливающих документов предоставляются только правообладателям недвижимости или их законным представителям. Копию документа можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Электронная копия юридически равнозначна бумажной, заверяется электронной подписью уполномоченного лица.
Запросить копии документов в бумажном виде можно, обратившись с заявлением в офисы МФЦ.
«При наличии сертификата электронной подписи и авторизации на портале Госуслуг можно подать запрос о получении копий документов в личном кабинете на официальном сайте Росреестра», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
В разделе «Мои услуги и сервисы» необходимо выбрать «Предоставление сведений из ЕГРН», затем – «Предоставление сведений в виде копии документа».
Вопросы о порядке предоставления копий документов и сведений из ЕГРН жители региона могут задать по телефону: 8 (3822) 46-78-71(доп.2011).
Специалисты Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра в круглосуточном режиме отвечают на вопросы граждан по телефону: 8 (800) 100-34-34 (звонок бесплатный).
Исправление технической ошибки
Техническая ошибка - это описка, опечатка, грамматическая, арифметическая или другая подобная ошибка, допущенная при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.
Исправить техническую ошибку достаточно просто. Это может сделать любое заинтересованное лицо. Для исправления технической ошибки можно обратиться в любой из офисов МФЦ (с адресами и графиком работы отделов можно ознакомиться на сайте https://md.tomsk.ru/, региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999). Также заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета.
По собственной инициативе вы можете приложить к заявлению документы, подтверждающие, что при проведении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав была допущена ошибка. Это могут быть и документы, которые ранее в орган регистрации прав не представлялись.
Техническая ошибка может быть исправлена без заявления если орган регистрации прав выявил ее самостоятельно, либо в орган регистрации прав поступило решение суда об исправлении ошибки, вступившее в законную силу.
Техническая ошибка исправляется в течение трех рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трех рабочих дней со дня ее исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление. Оно направляется независимо от основания исправления ошибки - как по заявлению, так и органом регистрации прав самостоятельно без заявления.
Техническая ошибка не может быть исправлена если ее исправление повлечет прекращение, возникновение либо переход зарегистрированного права на недвижимость.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Если в исправлении технической ошибки будет отказано, то не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного срока для ее исправления, орган регистрации прав направит уведомление об отказе, указав его причины. Отказ может быть обжалован в суде.
Управление Росреестра по Томской области информирует лиц, использующих в своей деятельности картографические материалы
В федеральный фонд пространственных данных (ФФПД) включаются пространственные данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, организованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, или подведомственным данному органу федеральным государственным учреждением, а также в случае отсутствия соответствующих региональных фондов пространственных данных пространственные данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, организованных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными данным органам государственными учреждениями (статья 11 главы 3 Федерального закона № 431 - ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Ведение ФФПД осуществляется ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения периодичности обновления, содержащихся в нем сведений и их достоверности, совместимости пространственных данных со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
24.05.2022 состоялась передача Департаментом архитектуры и строительства Томской области в ФФПД цифровых ортофотопланов масштаба 1:500, созданных за счет средств областного бюджета в 2017, 2019 годах, на территорию 192 населенных пунктов Томской области общей площадью 706,9 кв. км.
Предоставление заинтересованным лицам картографических материалов осуществляется ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 № 1370.
По возникающим вопросам необходимо обращаться в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по телефону 8 (495) 456-91-27 или по адресу электронной почты: 999@nsdi.rosreestr.ru.
30.05.2022 состоялось очередное заседание Общественного совета при Управлении Росреестра по Томской области (Управление).
На заседании рассмотрели деятельность Управления по актуальному в последнее время вопросу, связанному с так называемой «гаражной амнистией», в рамках которой обсудили перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав граждан на объекты, подпадающие под «гаражную амнистию», а также оказание содействия пользователям в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи.
Вторым вопросом, не менее важным, рассмотрели проведение комплексных кадастровых работ на территории Томской области, целью которых является устранение реестровых ошибок, уточнение местоположения объектов недвижимости, образования новых объектов, актуализация сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что в конечном итоге приводит к наведению порядка, как в реестре, так и фактически на территориях. Например, по результатам комплексных кадастровых работ были исключены из ЕГРН записи о сотнях объектов недвижимости, которые уже физически прекратили свое существование, но записи в реестре о них отсутствовали или наоборот - зарегистрированы права на созданные и давно существующие объекты недвижимости.
По итогам заседания Общественного совета решено и далее осуществлять активное взаимодействие членов Общественного совета с Управлением, в том числе рассмотреть вопрос о включении членов Общественного совета в состав рабочих групп при Управлении.
Также членам Общественного совета предложено, по мере необходимости, направлять в Управление проблемные вопросы, возникающие в процессе государственного кадастрового учета.
Государственный земельный надзор на защите прав и законных интересов граждан
Как раньше, так и в настоящее время, быт и деятельность граждан тесно связаны с землей, а точнее с земельными участками.
Как показывает практика, ситуация с земельными участками (выявление неучтенных, определение и создание новых, установка и уточнение их границ) стабилизируется, что, соответственно, приводит к большему количеству оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков надлежащим образом.
А поскольку земельные участки находятся, можно так сказать, в одной плоскости, то увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений, как с положительным, так и отрицательным оттенком.
Хорошо, когда граждане между собой самостоятельно решают какие-либо проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но остаются или возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии решений. Причем стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона, злоупотребляющая своими правами, и тем самым, нарушающая права другой стороны. Где-то конфликтная ситуация может развиться из-за непредумышленных действий или противоречия действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение споров, проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть назначена судебная экспертиза.
Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства.
Определенным набором функций по государственному земельному надзору на территории Томской области уполномочено Управление Росреестра по Томской области (Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на уровне муниципального земельного контроля, наделены органы местного самоуправления (Администрация города Томска, Администрация Томского района).
Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор) органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:
- недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);
- использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);
Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как: предписание, предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.
Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только за судебной инстанцией.
Возможно ли садовый дом признать жилым домом?
На вопрос отвечает Галина Телицына, заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области:
- Признание садового дома жилым домом возможно. Согласно ч.3 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о садоводстве и огородничестве) садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Глава 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее - Постановление №47), предусматривает такой порядок для признания.
Для признания садового дома жилым домом требуется решение органов местного самоуправления, в границах которого расположен садовый дом (п.55 Постановления №47).
Обращаем внимание, что в соответствии с п.61 Постановления №47 в признании садового дома жилым домом, в числе прочего, может быть отказано при размещении садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого не предусматривают такого размещения.
Кроме того, расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) до дня вступления в силу Закона о садоводстве и огородничестве (30.07.2017) с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей (ч. 9 ст.54 Закона о садоводстве и огородничестве).
Уникальность единой федеральной сети геодезических станций
Росреестр стремится создать Единую систему управления государственной геодезической сетью, которая позволит повысить точность определения координат, исключить появление новых ошибок и судебных споров. С этой целью в 2022 году планируется заложить, в дополнение к существующим, еще 27 пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети.
«При определении границ отдельных земельных владений практически в каждом случае геодезистам приходится пользоваться методом спутниковых геодезических измерений», - отмечает кадастровый инженер ООО ГК «Полюс» Русудан Оганезова.
Спутниковые измерения осуществляются благодаря использованию радиосигналов спутниковых навигационных систем. Сигналы от спутников принимаются базовой станцией. Каждая базовая станция представляет собой приемник, установленный на пункте с известными координатами и передающий свои основные параметры на перемещаемые приемники.
Базовые станции позволяют получать координаты и высоты c непревзойденной точностью, без необходимости выполнять какие-либо измерения на геодезических пунктах.
В соответствии с паспортом федерального проекта «Цифровое государственное управление» на основании государственного задания Росреестра в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» в 2020 году была разработана концепция и план создания федеральной сети геодезических станций (ФСГС).
Основной целью создания ФСГС является объединение разрозненных частных геодезических станций для получения одинакового результата от сетей различных операторов и совместная обработка измерительной информации для нужд геодезии и картографии, обеспечивающей потребности граждан, бизнеса и власти. В состав ФСГС планируется включать геодезические станции, созданные как за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, так и средств физических и юридических лиц.
«Включение геодезических станций в ФСГС является добровольным и осуществляется по инициативе владельцев станций. Также владельцами таких станций обеспечивается обновление оборудования, метрологическое обеспечение и поддержание непрерывно функционирующего канала связи», - рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.
Отчеты о создании станций геодезических сетей специального назначения помещаются в федеральный фонд пространственных данных.
С картой размещения таких станций и порядком подключения к ним можно ознакомиться на сайте ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по адресу: https://cgkipd.ru/.
Когда координаты всех станций будут объединены, точность и качество координатной основы будет контролироваться на государственном уровне.